Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость!
Четверг, 18.04.2024, 05:35
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Архив записей

Счетчик сайта

счетчик посещений

История села

Ново – Усманово- 
  Усманград 
 В детство босоногое, 
И небо синь высокую, 
Усманово – село 
Я вспомнил вновь. 
Хоть родом с Байтугана я, 
А вот село Усманово 
Мне не забыть 
Как первую любовь. 
Я вспомнил годы давние, 
Я вспомнил детство раннее, 
Все это было много лет назад. 
С родной сестрой любимою 
Шагал тропинкой пыльною 
В село названьем дивним 
  Усманград 
И я мальчишка маленький, 
Да не сынок, уж «маленький», 
Оставил за собою Байтуган. 
С сестрой шагать устали мы, 
Вдруг, вижу я Усманово, 
А над селом сиреневый туман, 
И улицами длинными, 
Красивыми, старинными 
Прошли село, 
  И вот он Усманград. 
Дома – коттеджи новые 
Вокруг здесь понастроены, 
И видеть город я мальчишка рад. 
Стоят такие важные, 
Бараки двух этажные. 
На них готов был целый день смотреть! 
  Там рынок, 
  Я мальчишка рад. 
Слышу разговоры я про вышки, 
Про качалки и про нефть… 
Я много в жизни странствовал. 
Есть города прекрасны: 
Москва, Казань, Владимир, Волгоград. 
К тебе вновь возвращаюсь я, 
И в сердце ты останешься 
Мой первый город детства 
  Усманград. 
И детство босоногое, 
И небо синь высокую, 
  Усманово село 
Я вспомнил вновь, 
Теперь живу я в Клявлино 
.Мне не забыть Усманово 
  Как первую ЛЮБОВЬ 
 Эти строки посвящены нашему селу, Байтуганским поэтом В.И. Никоновым, Наше село Ново –Усманово расположено на Северо- Востоке Самарской области на границе с Оренбурской, у подножия предгорий Уральских гор. Со всех сторон окружено смешанными лесами, Через все село протекает река «Сок» Впадающая в Волгу. 
  Существует легенда, что в 1600году  человек имени Усман, живший на земле , где сейчас расположено село Старое Усманово, потерял лошадей. В поисках своих лошадей он добрел до реки Сок. Здешние места ему понравились и он, не долго думая, вмести с тремя сыновьями перебирается и обосновывается на правом берегу Сок, на горе Торым тау,(гора для стоянок). 
  Вначале здесь было три дома, поэтому старожилы окрестных сел еще и настоящие время называют наше село Оч иле авылы. У основателя села Усманова на новом месте дела пошли на лад. Хозяйство расширялось, понадобились дополнительные рабочие руки .Из городов Пензы, Нижнего Новгорода нанимают рабочих. Им выделяются земляные наделы. Уже в середине 17 века в селе жили башкиры, татары, и мешары .Та часть села ,где поселились башкиры (старое село) называлась Яман-гулово. Восточная сторона села, где в основном были татары и мишары называлась Яхшы-гулово. Со временем, с увеличением населения , эти села соединились. Село стало называться Ново-Усманово. В связи с увеличением проживающих в селе деление земляных участков и обостряется классовая борьба за власть. Особенно эта борьба проявляется между башкирами и мишарами. Верховенствовали то башкиры, то мишары. Эта борьба продолжалось в плоть до Октябрьской революции 1917 года, По поверьям : один мишарский джигит женился на дочери старосты башкира и сумел выкрасть земельный договор у башкир. Уничтожив этот договор мишары завладели землей и стали хозяевами села. Так как мишары, башкиры и татары были тесно связаны житейскими узами, то со временим их обиды друг на друга сгладились. Из Казанской губернии приезжали проповедники ислама и оседали в здешних деревнях и селах 
  В те времена в наших селах свирепствовала коварная болезнь- тиф . Многие жители нашего села умирали от тифа, в том числе и некоторые праведники. Народ считал их святыми и хоронили их тела на высокой горе, отдельно от других. Эти погребенья и в настоящие время аккуратно огорожены и народ называет их могилы святых, а ручеек под этой горой называют « Ручей святых». Люди в нашем селе были верующие и в начале 17 века построили четыре мечети, а для обучения законам шариата было построено Медресе, где обучали всех желающих. 
  Дома были построены из бревен, крыши покрывали соломой. По этой причине село несколько раз пострадало от пожаров, почти все дома в селе сгорели дотла. Помогая, друг другу люди снова выстроили, село.  
  В1877году между Россией и Турцией началась война. В это время из Самары в село приезжает губернатор и агитирует перейти на русскую православную веру. Несмотря на угрозы и наказания губернатора, народ категорически отказался принять другую веру. В селе объявили военное положение, было запрещено собираться на улице, многих заставляли стоять на коленях на горохе и гречке, запирали в сарае, не давали пищу воду, избивали. Угнали весь скот. 
  Губернатор не смог добиться своего, началась классовая борьба. К концу 18 века обострилось  противостояние двух классов: с одной стороны зажиточные, с другой бедные крестьяне. 
  В 1914 году первая мировая война свыше ста человек из села были отправлены на войну с Германией. Многие не вернулись в родные края. 
  С приходом революции с большими трудностями в селе устанавливается Советский строй. Был избран первый председатель Совета зажиточный крестьянин Хасаншин Мухаматша. Бедные крестьяне организовали комитет бедноты, куда вошли Гаряев Шакирзян , Мухаметзянов Гали, Галиева Шамсеруй и другие. 
  В 1918 году « беляки» нагрянули в наше село, грабили сельчан, угоняли скот, следили за активистами и сторонниками Советской власти, жестоко наказывали их. «Беляки» жили в селе три месяца, но пришли красноармейцы и отвоевали село. 
  В конце 1918 года началась добровольная мобилизация в частях Красной Армии. На призыв коммунистической партии одними из первых отозвались одно сельчане: Ахмадулин Исмагил, Фаттахов Гуллюм. Они Они вступают в Красную Армию и вмести сними другие добровольцы, в 1919 году уходят на гражданскую войну. 
  В 1921 году в Самарской губернии была страшная засуха, по всему Поволжье свирепствовал голод. В 1922 году положении немного улучшилось, крестьяне собрали не плохой урожай. А в 1927 году Ганиев Абдула организовал сельхоз артель, в артели было 25 дворов и 14 гектара земли, но быстро распался. Весной 1929 года жители организовали первое коллективное хозяйство. Колхоз назвали « Красный Октябрь»,председателем избрали Ганиева Абдуллу. К концу 1929 года организуется еще один колхоз «Августа», но в начале 30х годах эти два колхоза объединились, колхоз стал называться «Красный Октябрь»  
  Не обошла наше село Великая Отечественная Война 1941-1945г.г. Этой война унесла 237 человеческих жизней. После войны еще долго налаживалась жизнь наше села, шли восстановительные работы. 
В 1946 году в нашем селе организовали нефтепромысел №4, началось бурение и добыча нефти. Первым директором нефтепромысла был Чумаков И.М. С развитием нефтепромысла в селе стала улучшаться, развиваться жизнь и быт нашего села. В 1968 году построили 2-х этажную школу 10-ти летку. В 1975 году построили сельский дом культуры, затем универмаг В 80-х годах построили детский сад «Ляйсан» В 1999 году построили Медресе. В скором будущем ожидается строительство новой мечети. В 2000 году был заложен ее фундамент. Так наше село вошло в XXI век

Яңа Усман авылы тарихы.

Октябрь көннәрендә авылга Кышкы сарайны алу, Петроградта һәм Мәскәүдә сугышлар баруы турында хәбәрләр килеп торды. Яңа Усман халкы Вакытлы хөкүмәтне бәреп төшерелүен ишеткәч , озын-закка сузмыйча ,Совет төзергә булдылар.
Икенче көнне үк авыл җыены үткәрелде. Анда сүз властьны яңадан сайлау турында барды. Совет председателе итеп бертавыштан авыл байларыннан саналган Хасаншин Мухамматша сайланды.
1917 ел крест.яннарның тормышын үзгәртте, ләкин аны тиз генә яхшырып булмады.кырларда ашлык уңмады,сөрергә һәм чәчәргә кораллар юк иде.Байтак сем.ялар алабута ашадылар,кичәләр чыра яктысында үткәрелде,кешеләр алама киемнәрдә йөрделәр, олылар да балалар да авырдылар ,аларны даваларга кирәк иде.Икмәк фронтка китте..
1918 елда авылда ярлылар комитеты төзелә. Аның составына Гаряев Шакирҗан Мухаметзянов Гали , Галиева Шамсруй кертелә. Комитетка Н.Маннанов җитәкчелек итә. Комитет членнары билгеле әллә ни авылга файда итә алмыйлар. Бергә киңәшеп җир эшкәртү артеле төзәргә булалар. Артел.гә 25 крест.ян йорты керә. Аның членнары елга ар.ягында һәзерге терлекчелек фермалары территориясенә урнашалар. Алар карамагында 14 гектар җир була. Шунда артел. членнары иген игәләр, яшелчә үстерәләр.
1929-30 елларда колхозлашу еллары башлана. Ленинның кооператив планына таянып, бол.шевиклар партиясенең унбишенче с.езды вак индивидуал. Крест.ян хуҗалыкларын эре коллективларга берләшү бурычын куя. 1929 елның язында җирләрне бергәләп эшкәртү буенча артел. базасында Яңа Усманда колхоз оештырылды. Артел.гә беренче булып унбер кеше керде. З.Саразев- ферма мөдире, М.Хайретдинов –бригадир, Х.Маннанова –савымчы, А.Тухватуллин тегермәнче булып эшли башлады. М.Гиниятуллин, М.Бадугутдинов, Б.Шафигуллина төрле эшләрдә катнаштылар. Алар үзләренең барлык әйберләрен алып килделәр. 14 гектар җир, 21 ат, 26 сыер, 48 сарык, 2 молотилка, 7 сабан, 8 тырма, бер тегермән һәм бер ургыч бар иде. 1929 елның көзендә партия Үзәк комитеты Пленумы, авылга оештыру һәм производство тәҗрибәсе булган 25 мең эшчене җибәрү турында карар кабул итте. Яз авылга Г.Клинков килде. Партия җибәргән кешене бертавыштан авыл хуҗалыгы председателе итеп сайладылар. Шул ук елны партия ячейкасы оештырылды. Аның составына Н.Маннановтан тыш Г.Ганниев һәм А.Каримов керделәр.Коммунислар өйдән өйгә йөреп партия алдында торган бурычларны халыкка аңлаттылар, колхозга керергә өндәделәр. Колхозның хәр җыелышында колхозга керергә теләүчеләрнең гаризаларын карадылар, җыеннарда кайсы сем.яны кулак дип иглан итәргә һәм авылдан сөрү турында карар чыгардылар. 1931 елда колгхозга беренче трактор килде. Барысы да ,хәтта чал чәчле картлар да моңа кадәр кадәр күрмәгән "корыч атны” каршылага чыктылар. Ул сабаннар тагып артел. кырында беренче буразнаны салганда, авыл халкы исләре китеп карап тордылар. 1936 елда авылда машина-тракторлар станциясе оештырылды. Яңа машиналар кайтты , мастерскойлар корылды.