Ново – Усманово-
Усманград
В детство босоногое,
И небо синь высокую,
Усманово – село
Я вспомнил вновь.
Хоть родом с Байтугана я,
А вот село Усманово
Мне не забыть
Как первую любовь.
Я вспомнил годы давние,
Я вспомнил детство раннее,
Все это было много лет назад.
С родной сестрой любимою
Шагал тропинкой пыльною
В село названьем дивним
Усманград
И я мальчишка маленький,
Да не сынок, уж «маленький»,
Оставил за собою Байтуган.
С сестрой шагать устали мы,
Вдруг, вижу я Усманово,
А над селом сиреневый туман,
И улицами длинными,
Красивыми, старинными
Прошли село,
И вот он Усманград.
Дома – коттеджи новые
Вокруг здесь понастроены,
И видеть город я мальчишка рад.
Стоят такие важные,
Бараки двух этажные.
На них готов был целый день смотреть!
Там рынок,
Я мальчишка рад.
Слышу разговоры я про вышки,
Про качалки и про нефть…
Я много в жизни странствовал.
Есть города прекрасны:
Москва, Казань, Владимир, Волгоград.
К тебе вновь возвращаюсь я,
И в сердце ты останешься
Мой первый город детства
Усманград.
И детство босоногое,
И небо синь высокую,
Усманово село
Я вспомнил вновь,
Теперь живу я в Клявлино
.Мне не забыть Усманово
Как первую ЛЮБОВЬ
Эти строки посвящены нашему селу, Байтуганским поэтом В.И. Никоновым, Наше село Ново –Усманово расположено на Северо- Востоке Самарской области на границе с Оренбурской, у подножия предгорий Уральских гор. Со всех сторон окружено смешанными лесами, Через все село протекает река «Сок» Впадающая в Волгу.
Существует легенда, что в 1600году человек имени Усман, живший на земле , где сейчас расположено село Старое Усманово, потерял лошадей. В поисках своих лошадей он добрел до реки Сок. Здешние места ему понравились и он, не долго думая, вмести с тремя сыновьями перебирается и обосновывается на правом берегу Сок, на горе Торым тау,(гора для стоянок).
Вначале здесь было три дома, поэтому старожилы окрестных сел еще и настоящие время называют наше село Оч иле авылы. У основателя села Усманова на новом месте дела пошли на лад. Хозяйство расширялось, понадобились дополнительные рабочие руки .Из городов Пензы, Нижнего Новгорода нанимают рабочих. Им выделяются земляные наделы. Уже в середине 17 века в селе жили башкиры, татары, и мешары .Та часть села ,где поселились башкиры (старое село) называлась Яман-гулово. Восточная сторона села, где в основном были татары и мишары называлась Яхшы-гулово. Со временем, с увеличением населения , эти села соединились. Село стало называться Ново-Усманово. В связи с увеличением проживающих в селе деление земляных участков и обостряется классовая борьба за власть. Особенно эта борьба проявляется между башкирами и мишарами. Верховенствовали то башкиры, то мишары. Эта борьба продолжалось в плоть до Октябрьской революции 1917 года, По поверьям : один мишарский джигит женился на дочери старосты башкира и сумел выкрасть земельный договор у башкир. Уничтожив этот договор мишары завладели землей и стали хозяевами села. Так как мишары, башкиры и татары были тесно связаны житейскими узами, то со временим их обиды друг на друга сгладились. Из Казанской губернии приезжали проповедники ислама и оседали в здешних деревнях и селах
В те времена в наших селах свирепствовала коварная болезнь- тиф . Многие жители нашего села умирали от тифа, в том числе и некоторые праведники. Народ считал их святыми и хоронили их тела на высокой горе, отдельно от других. Эти погребенья и в настоящие время аккуратно огорожены и народ называет их могилы святых, а ручеек под этой горой называют « Ручей святых». Люди в нашем селе были верующие и в начале 17 века построили четыре мечети, а для обучения законам шариата было построено Медресе, где обучали всех желающих.
Дома были построены из бревен, крыши покрывали соломой. По этой причине село несколько раз пострадало от пожаров, почти все дома в селе сгорели дотла. Помогая, друг другу люди снова выстроили, село.
В1877году между Россией и Турцией началась война. В это время из Самары в село приезжает губернатор и агитирует перейти на русскую православную веру. Несмотря на угрозы и наказания губернатора, народ категорически отказался принять другую веру. В селе объявили военное положение, было запрещено собираться на улице, многих заставляли стоять на коленях на горохе и гречке, запирали в сарае, не давали пищу воду, избивали. Угнали весь скот.
Губернатор не смог добиться своего, началась классовая борьба. К концу 18 века обострилось противостояние двух классов: с одной стороны зажиточные, с другой бедные крестьяне.
В 1914 году первая мировая война свыше ста человек из села были отправлены на войну с Германией. Многие не вернулись в родные края.
С приходом революции с большими трудностями в селе устанавливается Советский строй. Был избран первый председатель Совета зажиточный крестьянин Хасаншин Мухаматша. Бедные крестьяне организовали комитет бедноты, куда вошли Гаряев Шакирзян , Мухаметзянов Гали, Галиева Шамсеруй и другие.
В 1918 году « беляки» нагрянули в наше село, грабили сельчан, угоняли скот, следили за активистами и сторонниками Советской власти, жестоко наказывали их. «Беляки» жили в селе три месяца, но пришли красноармейцы и отвоевали село.
В конце 1918 года началась добровольная мобилизация в частях Красной Армии. На призыв коммунистической партии одними из первых отозвались одно сельчане: Ахмадулин Исмагил, Фаттахов Гуллюм. Они Они вступают в Красную Армию и вмести сними другие добровольцы, в 1919 году уходят на гражданскую войну.
В 1921 году в Самарской губернии была страшная засуха, по всему Поволжье свирепствовал голод. В 1922 году положении немного улучшилось, крестьяне собрали не плохой урожай. А в 1927 году Ганиев Абдула организовал сельхоз артель, в артели было 25 дворов и 14 гектара земли, но быстро распался. Весной 1929 года жители организовали первое коллективное хозяйство. Колхоз назвали « Красный Октябрь»,председателем избрали Ганиева Абдуллу. К концу 1929 года организуется еще один колхоз «Августа», но в начале 30х годах эти два колхоза объединились, колхоз стал называться «Красный Октябрь»
Не обошла наше село Великая Отечественная Война 1941-1945г.г. Этой война унесла 237 человеческих жизней. После войны еще долго налаживалась жизнь наше села, шли восстановительные работы.
В 1946 году в нашем селе организовали нефтепромысел №4, началось бурение и добыча нефти. Первым директором нефтепромысла был Чумаков И.М. С развитием нефтепромысла в селе стала улучшаться, развиваться жизнь и быт нашего села. В 1968 году построили 2-х этажную школу 10-ти летку. В 1975 году построили сельский дом культуры, затем универмаг В 80-х годах построили детский сад «Ляйсан» В 1999 году построили Медресе. В скором будущем ожидается строительство новой мечети. В 2000 году был заложен ее фундамент. Так наше село вошло в XXI век
Яңа Усман авылы тарихы.